Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство
Слушаем и повинуемся, и храним свой обет перед Аллахом. Коран
Кликните мышкой 
для получения страницы с подробной информацией.
Блог в ЖЖ
Карта сайта
Архив новостей
Обратная связь
Форум
Гостевая книга
Добавить в избранное
Настройки
Инструкции
Главная
Западная Литература
Х.К. Андерсен
Карты путешествий
Ресурсы в Интернете
Р.М. Рильке
У. Уитмен
И.В. Гете
М. Сервантес
Восточная Литература
Фарид ад-дин Аттар
Живопись
Фра Анжелико
Книги о живописи
Философия
Эпиктет
Духовное развитие
П.Д. Успенский
Дзен. 10 Быков
Сервисы сайта
Мудрые Мысли
От автора
Авторские притчи
Помощь сайту
 

 

Текущая фаза Луны

Текущая фаза Луны

22 апреля 2021

 

Главная  →  Х.К. Андерсен  →  Литература о нем  →  Бо Грёнбек "Г. Х. Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность"  →  ВВЕДЕНИЕ

Случайный отрывок из текста: Райнер Мария Рильке. Письма к молодому поэту
... И хорошо любить, потому что любовь — трудна. Любовь человека к человеку, быть может, самое трудное из того, что нам предназначено, это последняя правда, последняя проба и испытание, это труд, без которого все остальные наши труды ничего не значат. Поэтому молодые люди, которые только начинают свою дорогу, еще не умеют любить; они должны этому научиться. Учиться всем своим существом, всеми силами и всем своим одиноким, нелюдимым, ищущим добра сердцем. ...  Полный текст

 

Бо Грёнбек "Г. Х. Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность"

 

КОММЕНТАРИЙ

 

[1] Ремесленные цехи , возникшие в Дании примерно в XIV веке (их расцвет приходится на XV век), во многом определяли жизнь трудового люда в датских городах и во времена Андерсена. Были упразднены только в 1857 году так называемым "законом о пропитании", устанавливавшим полную личную свободу в выборе профессий и рода занятий как способа "добывать средства к существованию".

[2] ... Андерсен рассказывал своему другу Николаю Бегу.
Бег, Николай Сейделин
(1843—1905) — поэт, литературовед. Выпустил несколько сборников стихотворений, написанных в позднеромантическом стиле; автор исследования "Эленшлегер и его окружение" (1881), научной биографии датского поэта Кристиана Винтера (1893—1901). Грёнбек ссылается в данном случае на выпущенное Н. Бегом (совместно с К. С. А. Билле) трехтомное издание переписки Андерсена.

[3] Хольберг, Людвиг (1684—1754) — датский писатель и ученый-просветитель, родоначальник датской литературы нового времени, в особенности датской драматургии и театра; норвежец по происхождению.
"Оловянщик-политикан" (1772; на русский язык переводилась также под названиями "Оловянщик-политикан", "Жестянщик-политик") — одна из наиболее популярных комедий Хольберга, в которой насмешка над пустопорожними обывательскими пересудами перерастает в едкую сатиру на беспринципное политиканство.

[4] ... у фру Бункефлод, вдовы известного в то время поэта и священника. —
Бункефлод, Ханс Кристиан (1761—1805) — приходский священник в церкви св. Ханса в Оденсе; автор сборника "опыт сочинения песен для учеников ткацкой школы в Зеландии" (1783), написанного в связи с основанием ткацкой школы в Кенге (Южная Зеландия); песни пользовались широкой популярностью. Вдова пастора Мария Бункефлод (1766—1833) вместе с его сестрой Анной Маргретой Бункефлод (1759—1849) проживала в Оденсе в своего рода пансионе для вдов и "людей, попавших в стесненные обстоятельства", основанном в 1776—1781 годах дом на Мюнкемёллестрэде, в котором размещался пансион, был расположен напротив дома, где жил в то время Андерсен.

[5] ...полковник Хёг-Гульдберг — сын известного во времена детства Фредерика VI политика...

Хёг-Гульдберг, Кристиан (1777—1867) — датский военачальник, генерал-лейтенант (с 1848 года; тогда же был назначен командующим войсками в Ютландии). В годы, о которых идет речь, был подполковником (звание полковника было присвоено ему в 1826 году при назначении командиром Фюнского драгунского полка).

Хёг-Гульдберг, Ове (1731—1808) — датский политический деятель. Участвовал в государственном перевороте 17 января 1772 года, приведшем к падению прогрессивного кабинета И.Ф. Струэнсе (1737—1772), в 70-е и в начале 80-х годов занимал ряд ключевых постов в государственном аппарате. Автор ряда философских, теологических и историко-литературных сочинений.

Фредерик VI (1767—1839) — принц-регент (1784), затем король Дании (1808—1839). В своей политике стремился, с одной стороны, к ликвидации некоторых феодальных пережитков в Дании (отмена крепостного права, начатая законодательным актом 1788 года; реформа завершена в начале 1800-х годов), с другой — к укреплению своей абсолютной власти.

 ...достиг... губернатора Оденсе принца Кристиана...
Кристиан VIII
(1786—1848), — король Дании (1839—1848), правление которого отмечено борьбой с нараставшим датским национально-либеральным движением, требовавшим проведения некоторые демократических реформ и введения конституции, и шовинистическими тенденциями в отношениях с герцогством Шлезвиг-Гольштейн, население которого, в значительной мере немецкое, стремилось к установлению автономии. Губернатором острова Фюн с резиденцией в Оденсе был назначен в 1815 году, после неудачной попытки завладеть Норвежским престолом.

...играл ... с принцем Фрицем, будущим Фредериком VII...
Фредерик VII
(1786—1848) — король Дании (1848—1863), Последний представитель династии Ольденбургов, занимавших датский престол с 1448 года. Перед лицом народных волнений, начавшихся в Дании под влиянием революционных событий во Франции и Германии, вынужден был в марте 1848 года объявить о переходе к "свободным" формам правления; 5 июня 1848 года утвердил разработанную представителями либеральных кругов конституцию (окончательно принята Учредительным собранием в октябре того же года), превратившую Данию в конституционную монархию.

"Любовь без чулок " Весселя.
Вессель, Йохан Херман
(1742—1785) — датский и норвежский поэт, автор сатирических поэм, стихотворных посланий, эпиграмм, драматических произведений; мастер распространенного в датской и норвежской литературе предромантической эпохи жанра так называемого комического рассказа в стихах, многие из которых создавал в порядке импровизации. Издавал сатирический еженедельник "Вотр сервитер онуази!" ("Ваш слуга, бездельники!", 1784), был одним из основателей "Норвежского общества" (1772—1813) — своего рода литературного клуба патриотически настроенных норвежцев, живших в Копенгагене.

"Любовь без чулок" (1772, премьера в Королевском театре — 26 марта 1773 года) — стихотворная комедия Весселя, пародирующая "высокий стиль" и приемы французской классицистской трагедии и итальянской оперы.

[6] "Сандрильона" (водевиль о Золушке) .
''Сандрильона, или Зеленый башмачок" —
лирическая музыкальная комедия, созданная в 1810 году французским комедиографом Ш.Г. Этьеном (1777—1845) и популярным в Дании того времени французским композитором Николо Изуаром (Николо Мальтийским) (1775—1818). В копенгагенском Королевском театре поставлена в 1812 году в переводе Н.Т. Бруунса.

[7] ...Книгопечатник Иверсен...
Иверсен, Кристиан
(1748—1827) — издатель и книготорговец. Родился в Копенгагене, в 1775 году переселился в Оденсе, где приобрел типографию. Газета "Иверсенс Фюнске Авис" издавалась Иверсеном с 1780 года (первоначальное название — "Фюэнс Стифтс Шурналь") .

... к танцовщице мадам Шалль...
Шалль, Анна
(1775—1852) — датская балерина, особым успехом пользовалась в балетах Винченцо Галеотти (1733—1816) — итальянского танцовщика и хореографа, с 1775 года — балетмейстера копенгагенского Королевского театра.

[8] ... на поиски Королевского театра.
Копенгагенский Королевский театр был создан 27 апреля 1770 года рескриптом о преобразовании Городского театра, находившегося в ведении копенгагенского магистрата, в королевский (первоначально получил название "Королевская датская сцена"). Явился продолжателем дела, начатого первым датским национальным театром (1722—1730). С конца XVIII до середины XIX века был одним из главных центров художественной жизни Копенгагена. Вместе с тем, начиная с 30-х годов все больше начинала обнаруживаться тормозящая, консервативная роль Королевского театра как официальной сцены, пользовавшейся монопольным правом на создание театральных представлений.

 ...Следы бомбардировки 1807 года...
Бомбардировка 1807 года — одно из главных событий англо-датской войны 1807—1814 годов. Блокировав Копенгаген с суши и с моря, англичане подвергли его ожесточенному обстрелу, который продолжался со 2 по 7 сентября и вынудил капитуляцию города.

Он попал в самый разгар так называемого «избиения евреев»...
Еврейские погромы, перекинувшиеся в Копенгаген из городов на западе Германии, происходили с 4 по 14 сентября 1819 года. Впечатления Андерсена от этих дней нашли позднее свое выражение в его романе 'Только скрипач".

[9] ... старый театр Эйгтведа...
Эйгтвед, Нильс (Николай) (1701—1754) — крупнейший датский архитектор, автор многих дворцовых и других сооружений в Копенгагене. "Комедихусет" (Дом комедии) на Конгенс Нюторв (1748) — одно из главных творений Эйгтведа.

[10] ... выбрал сцену из Сандрильоны.
Андерсен исполнил перед мадам Шалль некое подобие танцевальной сцены главной героини пьесы Анины из конца 2-го акта.

[11] ... попросить балетмейстера Бурнонвиля
Бурнонвиль, Антуан
(1760—1843) — французский танцовщик и балетмейстер, с 1792 года жил и работал в Дании. До 1823 года — солист балета, с 1816 по 1829 год — руководитель балетной труппы (танцдиректор) Королевского театра. Как танцор отличался выразительной мимикой и богатейшей пластикой.

[12] ... Иверсен написал профессору Рабеку.
Рабек, Кнуд Июне (1760—1830) — датский писатель и литературовед, представитель либерально-просветительского направления в датской литературе, эстетике, литературной и театральной критике. Явился первым историком датского театра ("К истории датской сцены за первое столетие ее существования", 1822), заложил основы научного исследования творчества Хольберга ("Людвиг Хольберг как комедийный писатель и его комедии", т. 1-3, 1815—1817). С 1790 года (с перерывами) — профессор, в 1826—1827 годах — ректор Копенгагенского университета. Членом дирекции Королевского театра стал в 1809 году, до этого (в 1805 году) преподавал в драматической школе театра.

[13] ... к директору театра, камергеру Холстейну.
Холстейн, Фредерик Конрад
(1771—1853) — шеф-директор Королевского театра с 1816 по 1840 год.

В сознании копенгагенцев Холстейн, проявивший незаурядное личное мужество в дни нападения англичан в 1807 году, олицетворял собой прежде всего беззаветно храброго воина. Однако в своей театральной деятельности он ориентировался в основном на коммерческий успех и отличался боязнью и недоверием ко всему новому в искусстве (Рабек говорил, что Холстейн "боится всего, кроме пороха и пуль").

"Поль и Вирджиния" — опера французского скрипача и композитора Родольфа Крейцера (1766—1831) на либретто Э. Г. Ф. Фавьера по мотивам известного романа Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера (1737—1814), сочиненная в 1801 году.

[14] ... отправился к Сибони.
Джузеппе Сибони
(1780—1839) вошел в историю датского искусства также как инициатор создания первой в Дании консерватории. Занятия в консерватории, целью которой являлась в первую очередь подготовка вокалистов для королевской сцены, начались в 1827 году; Сибони был назначен ее профессором.

[15] Вейсе, Кристоф Эрнст Фридрих (1774—1842) — датский композитор, пианист, органист, зачинатель романтизма в датской музыке (комичеекая опера "Снотворный напиток", 1809). Родился в Альтоне (ныне — район Гамбурга), но с 1789 года постоянно жил в Копенгагене; ученик крупнейшего музыкального деятеля Дании конца XVIII века Й. А. П. Шульца (1747—1800). Как композитор выступал практически во всех жанрах музыкального творчества (помимо опер и музыки к театральным постановкам писал также симфонические фортепианные, органные и другие сочинения), но наибольшую известность принесли ему многочисленные (около 100) романсы на стихи современных ему датских поэтов — Эленшлегера, Ингемана, Й. Л. Хейберга и др. Во второй половине 20-х и в 30-е годы дом Вейсе на Кронпринсессгаде, всегда открытый для молодежи, был одним из самых популярных артистических салонов Копенгагена.

 ... и поэт Йене Баггесен.
Баггесен, Йене (1764—1826) — датский поэт просветительского направления, испытал значительное влияние Канта и Руссо, приветствовал Французскую буржуазную революцию 1789 года, в произведениях 90-х годов воспевал борцов за свободу. В литературу вошел прежде всего как блестящий мастер стихотворной формы, внесший значительный вклад в обновление датского поэтического языка. Широкой известностью пользовался его сборник "Комические рассказы" (1785), содержащий пять гротескно-иронических, полных фантазии и юмора стихотворных новелл; в сюжетах этих произведений Баггесен широко использовал датские фольклорные мотивы, однако в целом его отношение к фольклору и скандинавской мифологии было далеким от восторженного преклонения, характерного впоследствии для датских романтиков. В 1813—1814 годах начал многолетнюю полемику против Эленшлегера, а затем Хейберга, в которой с просветительско-романтических позиций подверг критике теорию и практику романтизма. Формально в этой полемике Баггесен потерпел поражение, однако в принципе ему удалось подметить действительные слабости в сочинениях романтиков (чрезмерную идеализацию "нордического" прошлого, налет мистики и т. д. ).

 ... заставили спеть колоратурную арию Кунцена.
Кунцен, Фредерик Лудвиг Эмилиус
(1761—1817) — датский композитор, предшественник Вейсе в использовании датских народно-песенных, в частности балладных, интонаций. Опера Кунцена "Хольгер Датчанин" по либретто И. Баггесена (1789) явилась первой попыткой в создании оперного произведения на национальную датскую тему.

Хёг-Гульдберг, Фредерик (1771—1852) — автор музыкальных комедий и лирических стихотворений в сентименталистском стиле конца XVIII в., а также педагогических сочинений и переводов из латинских авторов.

[16] ... известного со времен крестьянских реформ 1788 года. Кр. Колбьёрнсена.

Крестьянские реформы 1788 года. См. примеч. [5] (справка о Фредерике VI).

Кольбёрнсен, Кристиан (1749 — 1814) — датский государственный деятель, юрист, принимал непосредственное участие в подготовке законодательного акта об отмене крепостного права и других законов, касавшихся социального положения крестьянства. В 1790 году разработал указ о свободе печати, в 1799 году — предписание об отмене этой свободы. Замок Фредериксберг — дворец и парк в Копенгагене. Сооружен в 1699—1703 годах по проекту Эрнста Бранденбургера (ум. в 1713 году), в дальнейшем неоднократно достраивался и перестраивался (последний раз — в 1829 году под руководством Йоргена Хансена Коха, 1787—1860). До 20-х годов XIX века — одна из королевских резиденций, в 1849 году передан в собственность государства. С 1869 года в нем размещается армейская офицерская школа.

[17] ... обратился... к солисту балета Далену, тот был женат на актрисе Королевского театра...

Дален, Карл (1770—1851) — шведский танцовщик, ученик Антуана Бурнонвиля, с 1791 года работал в копенгагенском Королевском театре, пользовался успехом как в лирических, так и характерных партиях: выступал также как балетмейстер. Считается, что Дален послужил Андерсену прототипом камер-советника в сказке "Ключ от дома" (1872). Дален, Йоханна Элисабет (1770—1845) — жена Карла Далена, — датская певица (колоратурное сопрано) и драматическая актриса, привлекала особое внимание исполнением ролей инженю.

[18] ... Придворный театр в Кристиансборге.
Кристиансборг — дворцовый ансамбль в Копенгагене; сооружен в 1734—1735 годах по проекту Э. Д. Хойссера (1687 — 1745) и Н. Эйгтведа (см. примечание к стр. 25), оформлявшего интерьер. Дважды — в 1794 и 1884 годах — серьезно пострадал от пожаров, что стало одной из причин неоднократных перестроек. В последний раз реставрировался и перестраивался в 1907—1928 годах под руководством Торвальда Йоргенсена (1867 — 1946). Во времена Андерсена изредка использовался как королевская резиденция; в настоящее время — резиденция датского правительства и фолькетинга, кроме того, в некоторых зданиях размещаются государственные учреждения, деловые конторы, музеи и т. д.

Придворный театр (Хофтеатрет) — театральное здание, входящее в ансамбль Кристиансборга. Построено в 1776 году, использовалось для придворных спектаклей и праздников, как репетиционное помещение для учеников балетной школы и (в 1804—1816 годах) как помещение драматической школы при Королевском театре. Впоследствии представлялось для выступлений гастрольных итальянских оперных трупп, для публичных балов или для постановки так называемых "студенческих комедий" (см. далее примечание к стр. 121). В 1881 году было закрыто по соображениям пожарной безопасности. Датский театральный музей, крупнейший в Скандинавии, разместился в нем в 1922 году после ремонта и реставрации.

[19] "Нина".
"Нина или обезумевшая от любви"
— балет в двух действиях, либретто В. Галеотти, музыка К. Шалля. Впервые поставлен в Королевском театре в 1802 г.

Комедия Хольберга "Маскарад" (1724) — одна из лучших пьес драматурга, живо воссоздающая копенгагенский быт первой половины XVIII века.

 ... 12 апреля 1821 года... принял участие в Армиде... балете, который сочинил Дален.
Хельге Топсе-Йенсен называет другую дату этого спектакля — 25 января того же года.

[20] Хейберг, Йоханна Луиза (1812—1890) — датская драматическая актриса; с успехом выступала в ролях как классического, так и современного репертуара, особенно в водевилях своего мужа Й. Л. Хейберга. Андерсен, как и многие датские писатели середины прошлого века, создавал некоторые свои драматические произведения в расчете на ее исполнение. В 1867—1874 годах много работала как режиссер, ввела в репертуар Королевского театра пьесы Ибсена и Бьёрнсона. Является также автором нескольких водевилей и мемуаров "Жизнь, пережитая в воспоминаниях" (т. 1-4, 1891—1892).

[21] ... учитель пения Кроссинг.
Кроссинг, Петер Каспар
(1793—1838) — органист, композитор, преподаватель пения в Королевском театре и во многих учебных заведениях Копенгагена. Писал кантаты, симфонии, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения.

[22] Линдгрен, Фердинанд (1770—1842) — датский актер, исполнитель характерных и комедийных ролей; особую известность принесли ему выступления в комедиях Хольберга. Как режиссер начал работать с 1817 года.

[23] ... Корреджио из одноименной трагедии Эленшлегера
Эленшлегер, Адам (1779—1850) — поэт и драматург, провозвестник романтизма в датской литературе. Создатель жанра романтической трагедии, основанного на историческом и фольклорном материале. Оказал огромное влияние на развитие романтического направления не только в датской, но и других скандинавских литературах. В 1829 году во время чествования Эленшлегера в Лундском университете шведский поэт Эсайас Тегнер торжественно провозгласил его "королем поэтов Севера". Высоко ценил творчество Эленшлегера В. Г. Белинский. "Корреджио" (1811) — трагедия Эленшлегера, в которой писатель по-своему истолковывает историю жизни знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения, утверждая мысль о жертвенном служении искусству как истинном и неодолимом предназначении гения. ... статскому советнику Йонасу Коллину...

[24] Коллин, Йонас (1776—1861) — государственный деятель, специалист по финансовому делу, один из наиболее влиятельных людей в государственном аппарате Дании. Много сделал также для развития датской культуры (был, в частности, инициатором создания Музея Торвальдсена, открывшегося в 1848 году). В состав дирекции Королевского театра входил в 1821—1829 и 1842—1849 годах. В судьбе Х. К. Андерсена Й. Коллин и его семья, с членами которой писателя до конца дней связывала близкая дружба, сыграли решающую роль. Вместе с тем Гренбек порой сглаживает острые углы, замалчивает конфликтные стороны этой дружбы. Искренне симпатизируя Андерсену, некоторые представителя этого клана (например, сын Й. Коллина — Эдвард) при случае все же не стеснялись дать почувствовать ему дистанцию, отделяющую человека "низкого происхождения", едва ли не парвеню, от респектабельных, благовоспитанных "интеллектуалов". Не всегда умели они в должной мере оценить подлинно новаторские поиски писателя, в частности его обращение к обыденному разговорному языку в сказках (см. об этом полемический комментарий русских переводчиков А и П. Ганзен к воспоминаниям Эдварда Коллина в 4-м томе изданного ими собрания сочинений Андерсена).

[25] ... у Х. К. Эрстеда
Эрстед, Ханс Кристиан
(1777—1851) — датский ученый, физик, философ, открыватель электромагнетизма (1820). В 1825 году впервые в мире получил чистый алюминий. Автор труда "Дух в природе" (т. 1-2, 1850), материалистически освещающего коренные философские проблемы естествознания, но не свободного от влияния деистских концепций. Интересовался проблемами эстетики, глубоко знал и понимал искусство и литературу. Одним из первых предсказал мировую славу сказкам Андерсена. В свою очередь естественно-научные и философские идеи и представления Эрстеда оказали глубокое влияние на мировоззрение писателя и даже подсказали ему замысел некоторых произведений ("Капля воды", 1848, и др. ).

[26] Ингеман, Бернхард Северин (1789—1862) — писатель консервативно-романтического направления, автор исторических романов, драм, поэм исторического содержания, лирических стихотворений. Обращался также к жанру литературной сказки (сборники "Сказки и рассказы", 1820; "Новые сказки и рассказы", 1847). Путь Андерсена к "своей" сказке во многом лежал через преодоление воздействия несколько напыщенной манеры Ингемана.

[27] ... пробсту Гутфельду
Гутфельдт, Фредерик Карл (1761—1823) — приходский священник в Копенгагене; его памяти Андерсен посвятил стихотворение, опубликованное в газете "Ден Вест-Шелландске Авис" 1 февраля 1823 года и относящееся, таким образом, к числу самых ранних выступлений писателя в печати.

[28] ... к адмиралу Вульфу...
Вульф, Петер Андреас (1774 — 1842) — датский военно-морской деятель и педагог, к моменту знакомства с Андерсеном — заместитель начальника Морского кадетского корпуса в Копенгагене. Помимо Шекспира, переводами из которого он занимался в 1818—1825 годах, переводил также произведения Байрона. Семья Вульфов принадлежала впоследствии к ближайшему окружению Андерсена.

[29] ... журнала "Харпен", который издавал А. П. Люнге...
Люнге, Андреас Петер
(1798—1879) — датский журналист и издатель. В 20-е годы издавал литературные журналы и еженедельники, с 1827 издавал, а с 1837 по 1845 год и редактировал первую датскую оппозиционную газету "Кебенхавнспостен". Журнал "Харпен" Люнге выпускал в 1820—1824 годах.

[30] ... реминисценций из Эвальда
Эвальд, Йоханнес
(1743—1791) — датский поэт предромантического направления, автор лирических стихов и драматических произведений. Первым из. датских писателей обратился к древнескандинавской тематике (трагедия "Рольф Краге", 1770). Для стиля Эвальда характерно сочетание богатства фантазии с четкостью и строгостью формы.

[31] Ольсен, Годске Ханс (1760—1829) — юрист, был членом дирекции Королевского театра с 1811 по 1828 год. Обладал обширными литературными познаниями, особенно по французской литературе, пользовался большим авторитетом при решении творческих вопросов.

[32] Тиле, Юст Матиас (1794—1874) —датский писатель, искусствовед, фольклорист. В историю датских литературы и литературоведения вошел как первый собиратель и издатель датский народных сказок, которые он записывал во время своих пешеходных путешествий по стране (сборники "Опыт издания датских народных сказок", 1817, "Датские народные сказки", т. 1-4, 1818—1823).

[33] ... начал разыгрывать сцену из "Хагбарте и Сигне" Эленшлегера
"Хагбарти Сигне" — любовная драма Эленшлегера по мотивам древней датской легенды и возникшей в XV веке на ее основе народной баллады.

[34] Он был членом финансовой коллегии...
Й. Коллин был членом финансовой коллегии Дании с 1816 по 1848 год.

[35] Росенкилле К.Н. (1786—1861) — известный датский актер, исполнитель характерных и комедийных ролей; написал также несколько водевилей, работал как журналист и переводчик.

[36] ... роман из времен Кристиана II...
Кристиан II
(1481—1559) — король Дании и Норвегии с 1513 по 1523 год, король Швеции с 1520 по 1523 год. Был свергнут с престола восставшим ютландским дворянством, последние годы жизни провел в заточении. Эпоха Кристиана И, по-видимому, привлекла Андерсена драматизмом и динамикой в развитии событий.

[37] ... напечатал... в "Нюесте скилъдериер аф Кебенхавн"...
Литературный и развлекательный журнал "Нюесте скильдериер аф Кебенхавн" издавался с 1803 по 1831 год.

[38] ... начал брать уроки у молодого богослова Людв. Кр. Мюллера
Мюллер, Людвиг Кристиан (1806—1851) — теолог, впоследствии священник, знаток древних языков, древнеисландской литературы, истории Дании. Совместные занятия положили начало тесным дружеским связям между учеником и учителем.

[39] Хейберг, Йохан Людвиг (1791—1860) — датский драматург, литературный и театральный критик, деятель театрального искусства. Создатель жанра романтического водевиля, который считал высшей формой литературного творчества, отстаивал мысль о воспитательном значении литературы. Выступал также как поэт.

 ... в своем литературном журнале...
Журнал "Кебенхавнс флювене Пост" издавался Хейбергом с 1828 года; выходил с промежутками в течение нескольких лет.

"Монедсскрифт фор Литтератур" — литературный журнал, выходил с 1828 по 1838 год.

[40] Хаух, Карстен (1790—1872) — писатель консервативно-романтического направления, автор исторических романов и драм. С 1851 — профессор эстетики в Копенгагенском университете; в 1858—1859 годах — член дирекции, с 1860 по 1871 год — цензор Королевского театра.

Мёллер, Поуль (Мартин) (1794—1838) — поэт, философ, литературный критик. В своих литературных произведениях стремился к четкости и искренности поэтического выражения; многие стихотворения Мёллера носят сатирическую окраску. Неоконченный роман Мёллера "Приключение датского студента" (издан посмертно) рассматривается многими датскими исследователями как книга, положившая начало поэтическому реализму в датской литературе.

[41] Мельбек, Кристиан (1783—1857) — историк, филолог, литературный критик; редактор и сотрудник многих литературных журналов, член дирекции Королевского театра (1830—1842). В своих статьях выступал, как правило, с сугубо консервативных позиций.

[42] Хартман, Йохан Петер Эмилиус (1805—1900) — композитор, продолжатель традиций датской национальной музыки, заложенных Вейсе. Автор опер, кантат, сочинений для органа, фортепиано и др., в лучших из которых отчетливо звучат народные "северные" интонации. В своем оперном, хоровом и вокальном творчестве не раз обращался к текстам X. К. Андерсена (одноактная опера "Маленькая Кирстен", 1846, признанная одним из шедевров датской оперной классики, хор "Весенняя песнь", 1871, и др. ).

Бредаль И.О. (1800—1864) — датский композитор; концертмейстер Королевского оркестра, позднее хормейстер в Королевском театре. "Невеста из Ламме" осталась наиболее известным его сочинением.

[43] ... Эленшлегер подарил ему свою "Жизнь"...
Автобиография Эленшлегера "Жизнь" в двух томах вышла в свет в 1830—1831 годах.

[44] Херц, Хенрик (1798—1870) — датский драматург, сподвижник Хейберга, автор комедий, водевилей, лирических драм, с успехом шедших на сцене Королевского театра. Драма Херца "Дочь короля Рене" (1848) послужила основой либретто оперы Чайковского "Иоланта".
Памфлет "Письма с того света" был вкладом в полемику Хейберга и поддерживавших его писателей против Багтесена и Эленшлегера.

[45] Вильстер, Кристиан (1797—1840) — поэт и литературный критик; получил известность в основном как переводчик "Илиады" (1836) и "Одиссеи" (1838); переводил также трагедии Еврипида.

[46] ... Гамбург, где он... посетил... датского поэта Ларса Крусё
Крусё, Ларе
(1780—1838), — прежде профессор в Копенгагене, издавал в Гамбурге журнал "Гамбургер Бине", где печатал также и свои стихи, написанные по-немецки.

[47] ... нанес визит... П. А. Хейбергу
Хейберг, Петер Андреас
(1758—1841) — датский писатель-просветитель. В своих стихах выражал симпатии Французской буржуазной революции, высмеивал нравственное убожество обывателей, чиновников и пр.; издавал сатирический журнал "Ригсдалерседлернс Хендельсер" (1787 — 1793). После утверждения предписания об отмене свободы печати (1799) был выслан из Дании. В 1803—1817 годах служил переводчиком в Министерстве иностранных дел Франции, неоднократно сопровождал Талейрана в его дипломатических поездках. Умер в Париже.

[48] Биссен, Херман Вильхельм (1798—1868) — датский скульптор-монументалист, как художник многим обязан Торвальдсену.

Бёдтхер, Лудвиг (1793—1874) — датский поэт, автор стихотворений и прозаических зарисовок, отличающихся точностью изобразительных деталей, мастерством передачи настроений. "Путевая проза" Бётхера (Террапина, 1844) близка по своим стилевым особенностям путевым репортажам Андерсена.

Кюхлер, Альберт (1803—1886) — датский живописец, автор жанровых и исторических полотен. В 1844 году перешел в католичество, в 1851 году стал монахом-францисканцем, писал картины на религиозные темы.

[49] ... в "Аладдине" Эленшлегера
"Аладдин" (1805) — драма Эленшлегера на сюжет известной арабской сказки. Как и в знаменитом стихотворении Эленшлегера "Золотые рога" (1803), ставшем манифестом датского романтизма, в драме с особой отчетливостью выражена ключевая для романтической эстетики начала прошлого века концепция гения как человека, наделенного детской непосредственностью души и потому обладающего способностью в мгновенном озарении постичь тайны бытия, недоступные обывательскому здравому смыслу. Эта концепция оказала заметное воздействие на творчество многих датских писателей, в том числе и на произведения Андерсена ("Импровизатор", 'Только скрипач" и др. ). К сожалению, Грёнбек в своем анализе практически не учитывает это влияние.

[50] ... своей по-матерински заботливой приятельнице фру Лэссё он пишет...
Знакомство Андерсена с фру Сигне Лэссё относится к лету 1828 года.

[51] ... убедить издателя Рейцеля...
Рейцель, Карл Андреас
(1789—1853) — крупнейший датский издатель прошлого века; основанная им в 1816 году издательская фирма выпускала произведения практически всех известных датских писателей того времени.

[52] "Студенческое общество" в Копенгагене, основанное в 1820 году, сыграло заметную роль как в политической, так и художественной жизни Дании. В частности, ставившиеся по его инициативе любительские спектакли способствовали формированию в датской литературе особого жанра так называемой "студенческой комедии", сатирически направленной против обывательских нравов.

[53] ... сюжет он позаимствовал из одной французской новеллы...
Сюжет "Мулата" заимствован из новеллы французской писательницы Фанни Рейбо (1802—1871) "Невольники", которую Андерсен обнаружил в мартовском номере журнала "Ревю де Пари" за 1838 год.

[54] Хольст, Ханс Петер (1811—1893) — датский поэт консервативно-патриотического направления.

[55] ... ему приходилось, как Йеппе, щипать себя за руку...
Имеется в виду герой известной комедии Хольберга "Йеппе с горы, или Превращенный крестьянин" (действие второе, явление первое) (см. Л. Хольберг. Комедии. Ленинград—Москва, "Искусство", 1957, стр. 113).

[56] Педерсен, Вильгельм (1820—1859) — датский живописец и график; морской офицер, до конца дней не оставлявший службу на флоте. Считается классиком датской иллюстрации андерсеновских сказок. Выполнил для различных изданий сказок и историй свыше 200 рисунков; большинство оригиналов хранится в Музее Андерсена в Оденсе.

[57] ... поблагодарила балетмейстера Бурнонвиля
Бурнонвиль, Огюст
(1805 — 1879) — датский танцовщик, балетмейстер, оперный режиссер; сын Антуана Бурнонвиля. Автор классических балетных спектаклей, многие из которых до сих пор сохраняются в репертуаре Королевского театра.

[58] ... в недавно открывшемся театре "Казино"...
Театр "Казино" открылся 26 декабря 1848 года и явился первым частным театром Копенгагена. Ставил в основном так называемые "народные комедии" (феерические представления с острой, нередко сказочно-фантастической интригой) и оперетты. Просуществовал до 1939 года.

Фредерисиа — город в восточной Ютландии. 6 июля 1849 года датские войска контратаковали и разгромили осаждавших город шлезвиг-гольштейнских повстанцев.

Истад — город в южном Шлезвиге; битва при Истаде 25 июля 1850 года также привела к поражению шлезвиг-гольштейнской армии.

[59] Лассё, Фредерик (1811—1850) — сын Сигне Лэссё. (см. примечание [50]).

[60] Петерсен, Клеменс (1834—1918) — датский литературный критик консервативно-экзистенциалистского направления, с 1857 года литературный и театральный рецензент газеты "Федреландет" ("Отечество"). В 1869 году при скандальных обстоятельствах был вынужден покинуть Данию. Жил и работал как журналист в США, вернулся в Данию в 1904 году.

[61] Бентли, Ричард (1794—1871) — английский издатель, выпускал произведения Диккенса и других известных английских писателей "викторианской" эпохи.

[62] Мёллер, Педер Людвиг (1814—1865) — датский литературный критик, журналист; последователь Сент-Бёва; в начале 40-х годов сотрудничал (анонимно) в радикальном датском журнале "Корсар", издававшемся М. А. Гольдшмидтом (1819—1887). В 1845 году после ожесточенной литературной полемики с С. Кьеркегором уехал из Дании. С 1851 года жил во Франции, умер в нищете.

[63] ... Комедия Хейберга "Сонный день"
Комедией "Сонный день" (1840) открывается наиболее плодотворный период в творчестве Хейберга. По построению сюжета перекликается с комедией Шекспира "Сон в летнюю ночь".

[64] Пюклер-Мускау, Герман, фон (1785—1871) — немецкий писатель либерально-романтического направления, автор многочисленных сочинений в жанре путевых заметок, выдержанных в фельетонно-эссеистском стиле. С сочинением Пюклер-Мускау "Земилассо в Африке" (немецкое издание — 1836, 5 тт. ), написанном на основе впечатлений автора от поездки в Алжир в 1830 году, и с книгой А. Ламартина "Путешествие на Восток" Андерсен познакомился соответственно в 1838 ив 1839 годах, сразу по их выходе в свет в датском переводе. Оба произведения были опубликованы в серии "Тидсскрифт фор Рейсебескривельсер" ("Журнал путевых очерков"), начатой с середины 30-х годов копенгагенским издателем К. Стееном ввиду огромного читательского спроса на такого рода литературу.

[65] Марстранд, Вильхельм (1810—1873) — датский живописец, мастер многофигурных жанровых композиций, воссоздающих сценки из народной жизни. Иллюстрировал произведения Хольберга, а также "Дон Кихота" Сервантеса. Поездки в Даларн в 1850 и 1851 годах дали ему материал для полотен, посвященных жизни простого люда Швеции.

[66] Лундбю, Йохан Томас — датский живописец, один из наиболее популярных в Дании художников романтического направления. Излюбленный мотив его картин — пейзаж с животными. Большая часть работ посвящена датской, в особенности зеландской, природе. Летний (или зимний) пейзаж — преобладающая тема и в графике Лундбю, нередко появлявшейся на страницах популярных периодических изданий и альманахов.

[67] Мармье, Ксавье (1809—1892) — французский писатель, автор романов, а также путевых очерков, литературно-критических и исторических сочинений, знакомивших французского читателя с историей и культурой других народов. Много путешествовал по Европе, в частности по Скандинавии, собирая в поездках материал для своих книг.

[68] "Берлингске тиденде" — старейшая датская газета, основана в 1749 году книготорговцем и газетным издателем Эрнстом Генрихом Берлингом (1708—1750); в XVIII и XIX веках являлась рупором официальных правительственных кругов, в настоящее время — газета консервативного направления.

 

Наверх
<<< Предыдущая глава Следующая глава >>>
На главную

 

   

Старая версия сайта

Книги Родни Коллина на продажу

Нашли ошибку?
Выделите мышкой и
нажмите Ctrl-Enter!

© Василий Петрович Sеменов 2001-2012  
Сайт оптимизирован для просмотра с разрешением 1024х768

НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА!