Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство
Кажется ли вам, что дьявол хоть на время перестаёт искушать всякого? Варсануфий
Кликните мышкой 
для получения страницы с подробной информацией.
Блог в ЖЖ
Карта сайта
Архив новостей
Обратная связь
Форум
Гостевая книга
Добавить в избранное
Настройки
Инструкции
Главная
Западная Литература
Х.К. Андерсен
Р.М. Рильке
У. Уитмен
И.В. Гете
М. Сервантес
Восточная Литература
Фарид ад-дин Аттар
Живопись
Фра Анжелико
Книги о живописи
Философия
Эпиктет
Духовное развитие
П.Д. Успенский
Дзен. 10 Быков
Сервисы сайта
Мудрые Мысли
От автора
Авторские притчи
Помощь сайту
 

 

Текущая фаза Луны

Текущая фаза Луны

21 августа 2017

 

Главная  →  Фарид ад-дин Аттар  →  Рассказы о святых  →  Рассказы о святых. Хазрат Ибрахим бен Адхам

Случайный отрывок из текста: Фарид ад-дин Аттар. Рассказы о святых. Пролог
... Фарид ад-дин Аттар говорит: «У тех, кто слушает рассказы о святых, возникает желание найти Бога и отречься от мира, растет чувство любви к Господу и развивается желание накапливать в себе те необходимые качества, которые перейдут с человеком в мир иной. И, самое главное, то понятие, которое члены ордена траппистов называли memento mori — памятование смерти, начинает занимать важнейшее место в их жизни».
Он говорит: «Своей работой над этой книгой, рассказывая о тех великих святых, которые незримо всегда присутствуют с нами, я стараюсь заслужить их благословение. Я хочу, чтобы эти святые походатайствовали за меня в Судный день, подобно сподвижникам Пророка, вступившимся за собаку, которая обычно лежала у порога двери, когда они уединялись для размышлений о Боге (правда, я считаю себя ниже собаки). ...  Полный текст

 

Фарид ад-дин Аттар. Рассказы о святых

 

Хазрат Ибрахим бен Адхам

 

До того как стать дервишем, Ибрахим был царем Балха и купался в роскоши. Однажды он спал в своем дворце, когда неожиданно в полночь его разбудил шум шагов каких-то людей на крыше. Он закричал: «Кто это там ходит по крыше?» Ему немедленно ответили: «Те, кого ты знаешь. Мы ищем здесь пропавшего верблюда». Царь возразил: «О, незнакомцы, как верблюд мог оказаться на крыше?» Люди ответили: «Так же, как ты надеешься найти Бога, продолжая жить и одеваться по-царски». Страх перед Всевышним сразу охватил царя.

Несколько дней спустя к Ибрахиму пришел другой божий посланник, когда он сидел в приемном зале своего дворца. Его величественное поведение поразило всех присутствующих в зале, и никто не осмелился спросить у него, как он оказался здесь и как его зовут. Он проследовал прямо к царскому трону и начал смотреть по сторонам. Ибрахим спросил его, что он ищет. Он ответил: «Я ищу приличное место в этом караван-сарае, где можно было бы остановиться». Ибрахим воскликнул: «Но это не караван-сарай, это мой дворец!» «Кому он принадлежал раньше?» — спросил незнакомец. «Моему отцу», — ответил Ибрахим. «А до него?» — продолжал допытываться незнакомец. «Моему деду», — ответил султан. «Как еще можно назвать место, в котором хозяева живут непродолжительное время, потом уходят, и их сменяют новые люди», — заметил незнакомец и исчез. Султан молился Богу, чтобы он сказал ему, кто был этот человек. Он узнал, что это был Хидр, и его охватил благоговейный трепет перед Всевышним.

Вскоре после этого случая султан со своей свитой, поехал на охоту. Когда охотники начали преследовать оленя, превосходный скакун султана обогнал других лошадей, и вскоре его всадник обнаружил, что оказался в чаще один. Вдруг он услышал Божественный Глас: «Ибрахим! Пробудись, прежде чем умереть». Эти слова звучали снова и снова. Потрясенный султан лишился чувств. Когда он пришел в себя, то увидел, что рядом с ним стоит олень. Султан схватил лук, натянул тетиву, но не успел выпустить стрелу, так как олень повернулся к нему и сказал человеческим голосом: «Я пришел поохотиться на тебя, а не для того, чтобы стать твоей добычей. Ты не можешь убить меня. Ты когда-нибудь задумывался о том, что Всевышний сотворил тебя совсем не для того, чтобы ты погряз в праздности? Неужели ты не можешь найти себе более достойного занятия?» Эти слова услышали и подъехавшие спутники султана. Ибрахима охватил страх перед карающим огнем Всевышнего. Потом в его душе проснулись и другие чувства. Таким образом, Ибрахим пробудился для истинной веры. Он покаялся, заплакал, и слезы пролились на его царскую одежду. Он понял, что растрачивал свою жизнь впустую.

Султан покинул своих приближенных и уединился в дремучем лесу. Там он сменил богатые одежды на наряд пастуха из оленьей шкуры. Ибрахим выбросил дорогую, но нечистую одежду земного правителя и надел царственный, божественной чистоты наряд бедняка. Ибрахим направился в глубь леса, ступая босыми ногами по камням и колючкам. По дороге он не переставал лить слезы, каясь в своих прегрешениях. Наконец его взору открылась пещера, в которой можно было уединиться для молитв. Он поселился в этой одинокой обители на долгие девять лет. Только по пятницам Ибрахим выходил из своего укрытия, чтобы собрать хворост и продать на базаре. Вырученные деньги он тратил на самое необходимое для себя и живущих поблизости дервишей. Вскоре рассказы о набожности Ибрахима стали передаваться из уст в уста, и, чтобы не почивать на лаврах, он покинул свою лесную обитель и отправился в Мекку.

Несколько лет спустя шейх Абу Саид, тоже покинувший свой дворец и ставший дервишем, посетил одинокую пещеру Ибрахима. Он обнаружил, что в ней все еще витает сладкий запах мускуса (сладкие духи).

Имя Бога было сообщено ему братом Ходжы Хидра, Ильясом, духовным учителем Ибрахима, принявшим его в братство.

Однажды Ибрахим шел по пустыне и неожиданно натолкнулся на группу из семидесяти дервишей, накрытых покрывалами. Шестьдесят девять из них оказались мертвы, и их тела были залиты кровью. В последнем дервише еще теплилось дыхание. Ибрахим спросил его, что случилось. Дервиш произнес: «Путь духовности в действительности очень труден. По нему надо идти с осторожностью. Необходимо иметь кувшин воды и крышу над головой. От реальности нельзя ни отдаляться слишком далеко, ни приближаться к ней чересчур близко. Надо быть внимательным, чтобы не оказаться неучтивым или дерзким, следуя Его воле. Знай же, что мы были суфиями. Мы принесли обет Богу хранить полное молчание, не бояться никого, кроме Всевышнего, подчинять каждый свой шаг духовной цели и не думать ни о чем, кроме Бога. Однако когда мы пришли в святой город Мекку, нас встретил Хидр. Мы были очень счастливы. Мы приветствовали его и сказали, что испытываем глубокую благодарность, потому что наши усилия были вознаграждены и мы встретились с ним. Не успели эти слова сорваться с наших уст, как мы услышали укоряющий Глас Божий: «Вы нарушили данный Мне обет, разве не вы сейчас забыли обо Мне, Творце, ради удовольствия разделить компанию с тем, кто был сотворен мною? За это вы умрете». Юноша, все лежащие перед тобой люди сгорели в огне любви к Нему. Ибрахим, реши сейчас, пойдешь ли ты дальше по Пути или возвратишься домой». Ибрахим спросил дервиша: «Но скажи мне, как тебе удалось избежать немедленной смерти и еще немного прожить на этом свете?» Он ответил, что все суфии были верными последователями и вполне зрелыми людьми, когда вступили на Путь, а он был еще совсем неопытным и очень юным». Произнеся эти слова, он тоже умер.

Ибрахим уже был отцом, когда он отказался от царства и облачился в грубую одежду из шерсти. Когда его сын подрос и узнал о местонахождении своего отца, он в сопровождении матери и четырехсот верных приближенных отправился в Мекку, чтобы навестить его. Прибыв в город, он начал расспрашивать об отце у его учеников, и ему сказали, что он в лесу собирает хворост, чтобы продать его и купить еды своим ученикам и себе. Принц направил свои стопы прямо в лес, чтобы найти отца. И о, чудо! Какая странная картина предстала перед ним. Старый султан шел, согнувшись под тяжестью большой вязанки хвороста на его плечах. Увидев это, принц начал плакать и незаметно пошел за отцом на некотором расстоянии. Придя на рынок, принц услышал, как его престарелый отец кричит: «Кто на честно заработанные деньги купит у меня этот честно добытый хворост?» Какой-то человек купил хворост и дал за него несколько лепешек. Отец взял их и отнес в обитель ученикам. Пока ученики ели, старый султан стоял на коленях и молился. Когда они завершили трапезу, он повел их к Каабе, чтобы совершить обход вокруг нее. (Ученики были предупреждены о том, что им нельзя смотреть на хорошеньких мальчиков или находиться в их обществе).

Когда Ибрахим совершал обход вокруг Каабы, перед ним появился его сын. Застигнутый врасплох, Ибрахим посмотрел на юношу. Учеников удивило, что вопреки своему наставлению, Ибрахим смотрит на принца. Дома ученики спросили Ибрахима, почему он смотрел на хорошенького мальчика, хотя сам запретил им делать это. Он ответил: «Когда я принял обет бедности и покинул свой дворец, я оставил в нем маленького сына, который сейчас был бы таким же, как молодой принц. У меня возникло такое чувство, будто бы это мой сын».

Один ученик начал повсюду разыскивать принца и нашел его сидящим на скамье. Он увлеченно читал Коран. По щекам принца текли слезы. Ученик спросил его, кто он. Молодой человек ответил: «Я принц Балха. Мой отец стал дервишем, и я отправился на его поиски. (Мальчик начал плакать). Вчера я увидел его, но не подошел к нему, потому что боялся, что он может убежать и спрятаться где-нибудь. Моего отца зовут Ибрахим бен Адхам».

Ученик взял принца и его мать с собой. Когда женщина увидела Ибрахима, она закричала: «Он — мой султан!» Глаза царицы, принца и учеников заполнились слезами. Сын Ибрахима вскрикнул и потерял сознание. Придя в себя, он поздоровался с отцом. Отец обнял его и спросил, какой он веры. Принц ответил, что верит в ислам. «Ты знаешь Коран?» — спросил отец. Принц ответил утвердительно. Когда Ибрахим поднялся, чтобы уйти, юноша обхватил его руками, а его жена очень расстроилась из-за того, что муж так торопится проститься с ними. Но Ибрахим хранил молчание. Наконец он произнес: «Я люблю тебя, о Господь, и никого, кроме Тебя». После этих слов сын Ибрахима упал замертво. Собравшиеся ученики были поражены всем произошедшим, и они спросили Ибрахима, что все это значило. Ибрахим ответил: «Когда я в первый раз обнял ребенка, в моем сердце зажглась искра любви к нему. В тот же момент я услышал Глас Божий: «Ибрахим, ты признаешься Нам в исключительной любви, так как же понимать то новое чувство, что появилось в твоей душе? Ты запрещаешь своим ученикам смотреть на молодых юношей и девушек, а сам поглощен разговором со своей женой и сыном. Ты должен сделать выбор между Мною и твоими близкими». В тот же миг я начал молиться: «Услышь мою просьбу, Господи. Так как любовь сына требует моего внимания к нему, и я могу на какое-то мгновение перестать думать исключительно о Тебе и любить только Тебя, было бы лучше, чтобы Ты лишил жизни меня или его». Эта просьба была услышана, и выбор пал на ребенка, который умер.

Однажды Ибрахима спросили: «Что заставило тебя отказаться от царства?» Он ответил: «Однажды я сидел на кушетке, а передо мной висело зеркало. Я всмотрелся в него и чудесным образом увидел в нем свое последнее пристанище — могилу. Я отправляюсь в последний путь один, без друзей. К тому же я не накопил достаточного багажа хороших дел, чтобы взять с собой в мир иной. И когда я предстану перед справедливым Судьей в Судный день, мне нечем будет оправдаться перед Ним за мои прегрешения. С этого момента груз власти тяжелым бременем стал лежать на моих плечах».

«Но зачем же ты покинул Хурасан?» — спросили они. Он ответил: «Потому что люди знали меня, и они постоянно отвлекали бы меня от молитв, осведомляясь о моем здоровье».

Один дервиш как-то сказал Ибрахиму: «Тот, кто женится, словно садится в лодку (покидает твердую почву и отправляется в плавание, не зная, куда его забросят бушующие морские волны), а после рождения ребенка эта лодка тонет».

Однажды ссорились два дервиша. Ибрахим сказал: «Вы ничего не заплатили за то, чтобы жить в бедности. Так как вы получили это право бесплатно, вы не цените его». Один дервиш язвительно сказал в ответ: «А ты заплатил высокую цену за то, чтобы стать дервишем?» Ибрахим спокойно посмотрел на него и заметил: «Да, в обмен я отдал царство Балха, но все равно я считаю, что заплатил за право называться дервишем слишком малую цену. По сравнению с царством это гораздо более ценная вещь, брат!»

Однажды какой-то человек предложил Ибрахиму тысячу динаров. Он не принял их, сказав: «Я не принимаю подарков от нищих». Человек возразил ему, сказав, что он богатый человек, а вовсе не нищий. Ибрахим спросил его: «Ты хочешь стать еще богаче или тебя устраивает то, что ты имеешь сейчас?»

Человек ответил:

— Конечно, я хочу большего.

— Тогда ты беднее, чем я, так как я доволен своею бедностью и мне ничего не нужно.

Три завесы скрывают от нас Бога. Когда они устранены, мы встречаемся с Богом. Вот эти завесы:

1. Не испытывать счастья, даже если богатства обоих миров будут положены у твоих ног.

2. Ни о чем не жалеть, даже если лишишься царства.

3. Никогда не гордиться, даже если тебя превозносят до небес.

— Если ты стремишься в компанию истинных святых (Аулийа) и стать одним из них, то не заботься пи об этом мире, ни об ином и очисти свое сердце от всего, кроме Бога. Сконцентрируй свое внимание исключительно на Боге и живи на то, что заработал честно. Проводи ночи в бдениях и часто постись. Пища, которую ты получил неправедным путем, лишает тебя духовного опыта, так как в такой пище сидит дьявол. — Такие советы давал Ибрахим идущим по духовному Пути.

Ибрахим часто говорил: «Знание без веры ничего не стоит».

Некто спросил Ибрахима: «Почему ты не спишь ночью?»

Он ответил: «Как могут мои глаза закрыться, когда из них постоянно текут слезы?»

Когда Ибрахим заканчивал свой Намаз (молитвы) поклоном, он закрывал лицо ладонями из страха, что Бог, недовольный его молитвами, не примет их и бросит ему в лицо.

Наемный работник, не найдя за целый день никакой работы, возвращался домой мрачный и с пустыми руками, думая о том, что его дети лягут спать голодными. По дороге он встретил Ибрахима и сказал ему: «Господин, Ты счастлив, а я так несчастен». Ибрахим ответил: «Давай поменяемся. Ты дашь мне свою боль, а я с радостью расстанусь с моим счастьем». Таким образом, святой открыл бедняку, какое высокое значение имеют душевные страдания в глазах Бога.

Некто спросил Ибрахима, чем он занимается в жизни. Он ответил: «Я оставил людям все мирские занятия. Пока я живу на земле, я буду всегда помнить о Нем и мои мысли будут постоянно заняты Им, и так будет продолжаться, пока не закончится мой земной путь. Умирая, я надеюсь лицезреть Бога. Кроме того, говорю я, что те, кто служит Всевышнему, не могут заниматься ничем другим».

Один человек спросил Ибрахима: «Испытывал ли ты счастливые моменты в жизни?» Ибрахим ответил: «Моя жизнь дервиша два раза озарялась счастьем. Однажды я сидел в лодке. Мои волосы были взъерошены, одежда висела лохмотьями. Неожиданно ко мне подошел какой-то шутник и из чистого озорства начал насмехаться надо мной, нанося удары по моему телу. Я был счастлив в этот момент, потому что мое эго было унижено. В другой раз я от усталости заснул прямо в мечети. Какие-то люди разгневались на меня за это, схватили за ноги и сбросили вниз с лестницы. Падая, я разбил голову о ступеньки и переломал ноги. Но каждый раз, ударяясь о ступеньки, я чувствовал, как становлюсь все совершеннее духовно. Когда я упал на пол, я пожалел, что ступеньки кончились, так как хотел, чтобы мой духовный опыт стал еще богаче».

Ибрахим рассказывал: «Однажды один шутник решил справить нужду прямо на меня. Я сказал своему эго: «Ты не заслуживаешь ничего другого».

«Когда в моих лохмотьях завелась вошь и начала донимать меня, я приказал своему эго, чтобы оно не сожалело о царских одеждах, которые я носил когда-то».

Один человек спросил Ибрахима: «Где ты достаешь себе пищу?» Он ответил: «Спроси у Того, Кто посылает мне пищу, откуда Он достает ее. Задай свой вопрос Богу. У меня нет времени, чтобы заниматься такой ерундой».

Ибрахим рассказывал: «Однажды я купил раба и спросил, как его зовут. Он ответил: «Так, как тебе захочется называть меня». Я спросил его, что он хотел бы съесть. Он ответил: «То, что ты захочешь мне дать». Я спросил, какую одежду он бы надел. «Ту, которую ты дашь мне». Тогда я поинтересовался, какую работу он предпочитает делать. «Ту, которую ты попросишь меня выполнить». Я спросил его: «Чего ты хочешь?» — «Я всего лишь раб, как я могу чего-то хотеть?» Я подумал про себя: «Если бы я мог стать рабом Господа и подчиняться Его воле, как этот раб!»

Ибрахим убеждал: «Пока человек не отречется от людей и своих детей и не станет, как бездомный пес, спать на земле, он не будет достоин общества святых».

Однажды несколько святых собрались вместе, чтобы поговорить на духовные темы. Ибрахим присоединился к ним. Они тут же попросили его покинуть их общество, так как по его одеянию они ощутили его царский сан.

Ибрахим говорил: «Откажитесь от мира и подружитесь с Богом — вот мой совет. Развяжите узел (богатство) и затяните узлом то, что развязано (язык). Храните молчание и не скупитесь на милостыню».

Ибрахим сказал: «Пока вы не обменяете сон на бдение, богатство на бедность, славу на скромность, праздность на труд, вы не будете достойны находиться рядом со святыми».

Ибрахим говорил, что, следуя шести правилам, можно стать святым, а именно:

1. Когда вы совершаете грех против Бога, не вкушайте Его пищи.

2. Когда вы собираетесь совершить грех, вы должны покинуть Его царство.

3. Совершайте грех там, где Он не может видеть вас.

4. В смертный час попросите еще несколько мгновений жизни у ангела смерти, чтобы покаяться в грехах.

5. Не позволяйте ангелам Мункиру и Накиру, которые допрашивают мертвых сразу после погребения, приближаться к вам и задавать вопросы о совершенных деяниях.

6. Когда вас пошлют в ад, откажитесь идти туда. Если вы не можете исполнять эти правила, тогда поклянитесь никогда не грешить.

На вопрос: «Почему наши молитвы не услышаны?» Ибрахим назвал в ответ несколько причин:

1. Вы признаете Бога, однако не следуете Его заповедям и не подчиняетесь Его приказам.

2. Вы изучаете Писания, но не делаете того, о чем вас просят.

3. Вы наслаждаетесь дарами Бога, но не благодарите Его за них.

4. Вы не действуете так, чтобы избежать ада и войти в рай.

5. Вы знаете, что дьявол — ваш враг, но вы не относитесь к нему как к врагу.

6. Вы знаете, что смерть может забрать вас, но не готовитесь к ней.

7. Вы предаете ваших умерших родителей земле, но не извлекаете для себя урока (и воображаете, что бессмертны).

8. Вы знаете, что у вас много недостатков, однако пытаетесь найти их у других.

Во время паломничества к Каабе Ибрахим был вынужден целый день ничего не есть. Перед ним возник дьявол и сказал: «Неужели наградой тебе за отказ от царства и служение Богу стало то, что даже но время святого паломничества ты вынужден обходиться без еды?» Ибрахим взмолился Богу: «Как ты мог послать врага своему другу?» Глас Божий ответил: «Выброси серебряные монеты из своего кармана». Он выкинул деньги, случайно оказавшиеся в его кармане. В тот же миг дьявол исчез, а Ибрахим снова получил божественную силу.

Владелец сада, который не знал, кто такой Ибрахим, нанял его садовником. Как-то хозяин попросил Ибрахима принести ему несколько сладких гранатов. Он принес плоды, но все они оказались кислыми. Тогда хозяин заметил: «Ты уже несколько месяцев работаешь у меня, а все еще не можешь отличить сладкий фрукт от кислого». Ибрахим ответил: «Меня наняли смотреть за плодами, а не пробовать их». Владелец сада произнес: «Неужели ты — Ибрахим?» Ибрахим исчез.

Ибрахим рассказывал: «Как-то раз во сне я увидел архангела Гавриила. В руках у него была книга. Я спросил его, о чем она. Он ответил, что записывает в нее имена друзей Бога. Я спросил: «А ты не запишешь и мое имя?» Он заметил: «Ибрахим, ты не Его друг». Я ответил: «Правда, но, по крайней мере, я друг его друзей». Гавриил немного помолчал, а затем произнес: «Я получил наказ Бога записать твое имя первым в списке, потому что на духовном пути надежда рождается из безнадежности».

Однажды Ибрахим встретил в пустыне солдата, который спросил его, как добраться до города. Ибрахим указал в направлении кладбища. Разозлившись, солдат ударил Ибрахима по голове и сильно ранил его. Он связал пленника веревкой и привел в город. Когда люди сказали ему, что он не узнал султана Ибрахима, солдат возразил: «Но он же указал мне неверную дорогу!» Ибрахим произнес: «Город — это место, где происходит ежедневный рост численности населения. В нашем же городе оно сокращается, а на кладбище — растет. Разве кладбище — это не растущий город?» Солдат узнал святого и опустился перед ним на колени. «Своим жестоким обращением со мной ты дал мне лишний шанс попасть в рай, — сказал Ибрахим. — Поэтому я молю Всевышнего, чтобы он даровал тебе Царство Божие за оказанную мне услугу».

Однажды по дороге шел пьяный человек. Его лицо было покрыто толстым слоем пыли. Ибрахим принялся вытирать ему рот от пыли, говоря при этом: «Уста, которые произносят имя Всевышнего, всегда должны быть чистыми. Протрезвев, человек испытал стыд за свое поведение, раскаялся и бросил пить. Ночью Ибрахим увидел во сне ангелов, которые пришли сообщить ему следующее: за то, что он вытер рот пьянице, Всевышний очистил его сердце от всех греховных помыслов в ответ на сделанное для него добро.

Однажды Ибрахим переплывал реку на лодке. Неожиданно разразилась буря. Люди страшно испугались. Ибрахим достал из своего кармана Коран и сказал: «Если лодка утонет, книга пропадет. Но этого просто не может быть». И в это мгновение раздался Глас Божий: «Мы не допустим, чтобы лодка утонула».

Один человек спросил Ибрахима, что он получил взамен оставленного царства Балха. Ибрахим в это время сидел у берега реки. Он бросил в воду иголку и велел рыбам достать ее. Тысячи рыб вынырнули из воды, они держали золотые иголки. Но Ибрахим сказал им, что ему нужна его собственная иголка. Тогда маленькая рыбка принесла ему эту иголку. Ибрахим сказал человеку: «Вот самая малая милость, дарованная мне за отказ от царства».

 

Наверх
<<< Предыдущая глава Следующая глава >>>
На главную

 

   

Старая версия сайта

Книги Родни Коллина на продажу

Нашли ошибку?
Выделите мышкой и
нажмите Ctrl-Enter!

© Василий Петрович Sеменов 2001-2012  
Сайт оптимизирован для просмотра с разрешением 1024х768

НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА!