Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство Главная страница сайта Небесное Искусство
Восходя наверх, не любопытствуй о вещах внизу, дабы не соскользнуть и упасть вниз. Симеон Новый Богослов
Кликните мышкой 
для получения страницы с подробной информацией.
Блог в ЖЖ
Карта сайта
Архив новостей
Обратная связь
Форум
Гостевая книга
Добавить в избранное
Настройки
Инструкции
Главная
Западная Литература
Х.К. Андерсен
Р.М. Рильке
У. Уитмен
И.В. Гете
М. Сервантес
Восточная Литература
Фарид ад-дин Аттар
Живопись
Фра Анжелико
Книги о живописи
Философия
Эпиктет
Духовное развитие
П.Д. Успенский
Дзен. 10 Быков
Сервисы сайта
Мудрые Мысли
От автора
Авторские притчи
Помощь сайту
 

 

Текущая фаза Луны

Текущая фаза Луны

18 октября 2018

 

Главная  →  Фра Анжелико  →  Жизнь. Произведения  →  Жизнь

Случайный отрывок из текста: Райнер Мария Рильке. Письма к молодому поэту
... Вы помните, как Ваша жизнь с самого детства стремилась к "великому"? Я вижу сейчас, как она стремится уже к более великому. И она не перестает поэтому быть трудной, но она и не прекращает поэтому расти. И если я должен Вам сказать еще что-нибудь, то именно это: не думайте, что тот, кто пытается Вас утешить, живет без труда среди простых и тихих слов, которые Вас иногда успокаивают. В его жизни много труда и печали, и она далека от этих слов. Но если бы это было иначе, он никогда бы не смог найти эти слова. ...  Полный текст

 

Фра Анжелико

Жизнь

 

Художник, которого мы знаем под именем Фра Анджелико (ангельский брат), а современникам известный как Фра Джованни да Фьезоле, был уроженцем Муджело близ Виккио. Вазари, сообщает, что он родился в 1387 году и в возрасте девятнадцати лет, в 1407 году, принял обет послушания в доминиканском ордене. Однако можно считать доказанным, что в миру он оставался еще 31 октября 1417 года, когда собрат по ремеслу, миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи, рекомендовал его, в то время еще «Гвидо ди Пьетро, художника прихода Санто Микеле Бисдомини», для вступления в общину Сан Пикколо в церкви Кармине во Флоренции, Таким образом, более вероятно, что Анджелико родился между 1395 и 1400 годом, едва ли не на десять лет позднее, чем указывает Вазари. В январе и феврале 1418 года, все еще под именем Гвидо ди Пьетро, он получил оплату за исполнение алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции. Декорирование этой капеллы, как и ранее двух других капелл в Санто Стефано, было поручено Амброджо ди Бальдезе; ввиду отсутствия каких-либо иных данных, напрашивается предположение, что Анджелико проходил обучение живописи в мастерской этого художника, а в искусстве миниатюры его наставлял Сангвиньи. Только в июне 1423 года, в связи с исполнением Распятия для госпиталя Санта Мария Нуова, имя мастера появляется в привычной для пас форме «frate Giovanni di San Domenico di Fiesole» (брат Джованни из монастыря Caн Доменико во Фьезоле). По-видимому, в первые годы послушничества ему не позволялось заниматься живописью и, следовательно, в монастырь он вступил несколько ранее, между 1418 и 1421 годом. 

Двадцать второго октября 1429 года «frate Johannes Petri de Muscello» (брат Иоанн Петр из Муджелло) присутствовал на собрании капитула братства Сан Доменико; посещал он и другие собрания капитула — в январе 1431, декабре 1432, в январе 1433, когда он замещал отсутствовавшего настоятеля монастыря, а также в январе 1435 года. Все это время духовный сан не препятствовал художественной деятельности Анджелико вне монастыря. Так, 14 января 1434 года он и поздне-готический мастер Росселло ди Якопо были приглашены оценить работы Биччи ди Лоренцо и Стефано д'Антонио для церкви Сан Пикколо Маджоре. 

В 1435 году монахам общины Сан Доменико была передана флорентийская церковь Сан Джордже сулла Коста, а год спустя, в январе 1436 года, они получили во владение монастырь Сан Марко; в 1438 году Микелоццо начал перестройку его зданий. Анджелико не был в числе тех, кто перебрался в Сан Джордже сулла Коста в 1435 или в Сан Марко в 1436 году, — в то время он оставался викарием во Фьезоле, и первое упоминание о его пребывании в Сан Марко относится к 22 августа 1441 года. Он присутствовал на встрече капитулов общин Сан Марко и Сан Доменико в августе 1441 года, а в июле 1445 года подписал акт об их разделении следующим образом: «Ego frater Joannes de florencia assencio omnibus supradictis in cujus testimonium me manu propria subscripsi» (Я, брат Иоанн из Флоренции, полностью согласен с вышесказанным в подтверждение чего подписываюсь собственноручно). Можно предположить, что мастерская Анджелико оставалась в Сан Доменико до 1440 года, пока алтарный образ для Сан Марко не приблизился к завершению, а украшение этого монастыря фресками не начато, и только после этого была перенесена в Сан Марко. В 1443 году он являлся синдиком монастыря — должность, видимо, предполагавшая контроль за финансами. 

Вероятно, во второй половине 1445 года Анджелико был приглашен в Рим папой Евгением IV, который ранее провел несколько лет во Флоренции, где и познакомился с его произведениями. Летом того же года освободилась кафедра архиепископа Флоренции, и в августе Синьория предложила папе несколько кандидатур. Первым среди них был член семьи Медичи Донато деи Медичи, епископ Пистойи, вторым — помощник декана и каноник флорентийского собора Джованни ди Нерони ди Низио, третьим — епископ Фьезоле Беноццо Федериги, четвертым — епископ Вольтерры Роберто Кавальканти, пятым — секретарь Синьории каноник Андреа. По тем или иным причинам папа отверг каждую из этих рекомендаций и шесть месяцев спустя, девятого января 1446 года назначил архиепископом Фра Антонине Пьероцци, в то время викария монастыря Сан Марко. По традиции считается, что, прежде чем такое решение было принято, кафедра архиепископа предлагалась Анджелико и что именно он способствовал назначению Фра Антонине. По крайней мере именно это утверждали шесть свидетелей во время процесса канонизации Фра Антонино в начале XVI века. Трудно сказать, насколько верны эти сведения, но сам факт, что спустя полвека после смерти Фра Анджелико сохранялось мнение о нем как о человеке, способном управлять епархией и давать советы папе по поводу высоких назначений, позволяет судить об его духовном авторитете. 

В Риме Анджелико оставался в 1446 и 1447 годах (в летние месяцы он работал также в соборе в Орвьето) и возвратился во Флоренцию в конце 1449 — начале 1450 года; десятого июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. Как то полагалось, он нес эти обязанности в течение двух лет, и в марте 1452 года еще жил во Фьезоле, ибо, согласно регистру собора в Прато, эконом собора приезжал во Флоренцию к архиепископу Антонину с письмом, содержавшим просьбу о том, чтобы «frate Giovanni da Fiesole maestro di dipignere» (брат Джованни из Фьезоле, мастер-живописец) расписал хор собора. Восемь дней спустя эконом снова посетил Флоренцию и встретился с художником, который согласился отправиться в Прато, чтобы на месте обсудить это предложение с четырьмя представителями собора и с подестой города. На следующий день были наняты лошади, чтобы доставить «el Frate che dipigne» (брата, который пишет) в Прато и обратно во Фьезоле. По причинам, которые теперь невозможно выяснить, переговоры оказались безрезультатными. Первого апреля Анджелико вернулся во Фьезоле, а пятого апреля эконом вновь приехал во Флоренцию в поисках художника для украшения хора и мастера по витражам. На этот раз его поиски увенчались успехом и договор на исполнение фресок был подписан с Фра Филиппе Липпи. 

После переговоров в Прато Фра Анджелико исчезает из нашего поля зрения. Вновь его имя упоминается лишь второго декабря 1454 года в рекомендации, чтобы выполненные в Палаццо Приоров в Перудже фрески были оценены либо им, либо Фра Филиппе Липпи, либо Доменико Венециано, то есть одним из трех флорентийских живописцев, чье искусство вызывало тогда наибольшее восхищение. Возможно, в 1453 или 1454 году он снова приехал в Рим, но если это и так, то сведений о его работе не имеется. Умер он в Риме в феврале 1455 года, за несколько недель до смерти своего покровителя папы Николая V. 

Эпитафии на его гробнице в доминиканской церкви Санта Мария сопра Минерва предположительно написаны гуманистом Лоренцо Балла. Та, что находилась на стене, а ныне утрачена, гласила: 

 

«Слава, зерцало, украшение среди художников, Джованни Флорентиец покоится в этом месте. Исполненный веры, он был братом священного ордена Святого Доминика и истинным слугой Бога. Ученики скорбят об утрате столь великого мастера, ибо едва ли где еще сыщется подобная кисть. Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного живописца, которому не было равных в его искусстве.» 

На мраморном саркофаге в нише, как то принято было в эпоху Ренессанса, представлена фигура художника, у подножия которой находится вторая надпись: 

 

«Здесь покоится досточтимый художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье.» 

Уже вскоре после своей смерти Анджелико фигурирует в сочинении доминиканца Доменико да Корелла De Vita et Obitu B. Mariae как «ангельский художник... по имени Иоанн, не менее великий, чем Джотто и Чимабуэ». В конце века в знаменитой поэме Джованни Санти он упоминается между Джентиле да Фабриано и Пизанелло, наряду с Фра Филиппе Липпи, Пезеллино и Доменико Венециано: «Джованни да Фьезоле, монах пламенной веры». 

С приходом Савонаролы, для которого искусство было не более чем средством духовной пропаганды, сложился новый подход к живописи, и после смерти Савонаролы художник-монах Анджелико стал для его последователей чем-то вроде точки приложения их теорий. Уже первая краткая биография мастера из доминиканского свода панегириков, опубликованного Леандро Альберти в 1517 году, наметила положение, которое будет развито в XIX веке: высокая значимость искусства Анджелико обусловлена его исключительными человеческими качествами. Панегирик Альберти — один из источников, которые использовал Вазари для жизнеописания Фра Анджелико, опубликованного в 1550 году. Другим источником были сообщения доминиканского монаха Фра Евстакио, принявшего послушание при Савонароле; почти восьмидесятилетним стариком он передавал Вазари монастырские легенды, окружавшие имена художников Сан Марко. Тимотео Боттонио, доминиканец того же монастыря, рассказывал, что Вазари «часто приходил поболтать с этим стариком, от которого почерпнул множество интереснейших подробностей о прославленных художниках прошлого». На этих и других данных Вазари построил жизнеописание мастера. «Фра Джованни, — пишет он, — был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур.» 

В устах комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст, и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения, ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь. 

 

Наверх
<<< Предыдущая глава Следующая глава >>>
На главную
Содружество Друзей —  Школа Развития Человека

 

   

Старая версия сайта

Книги Родни Коллина на продажу

Нашли ошибку?
Выделите мышкой и
нажмите Ctrl-Enter!

© Василий Петрович Sеменов 2001-2012  
Сайт оптимизирован для просмотра с разрешением 1024х768

НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА!